Культурное общество страны заинтриговано все крайние дни, с того времени как на крайней встрече главы страны с народом директор ГМИИ имени Пушкина Ира Антонова обратилась к президенту с просьбой решить вопросец о воссоздании Муниципального музея новейшего западного искусства (ГМНЗИ). А означает - о возвращении в Москву переданной некогда в Эрмитаж коллекции картин импрессионистов.
И Владимир Путин ответил: «Я не против. Но это необходимо решать на уровне Министерства культуры, профессионалов, вопросец должен быть глубоко проработан». Засим последовала прогнозируемая реакция директора Эрмитажа Миши Пиотровского - очевидно, резко отрицательная. И настолько же прогнозируемая консолидация питерского публичного представления против «новейшего грабежа Эрмитажа». Аналогичной мобилизации столичных любителей живописи, желающих получить импрессионистов, пока не наблюдается.
Таковая «битва музейных гигантов» принуждает образованного человека, что именуется, руками развести (а другим она вообщем не увлекательна, ежели лишь им не движут побочные мотивы вроде «противоборства городов», к примеру). Чрезвычайно тяжело этот конфликт судить и
Оба оппонента являются наикрупнейшими авторитетами в сфере искусств. Обоим есть, что огласить в обоснование собственной позиции. И Антонова, и Пиотровский многажды разъяснились по данному вопросцу.
Ира Антонова не попросту желает что-то конфисковать - она просит восстановления исторической справедливости. Был таковой Музей новейшего западного искусства, сделанный в 1-ые годы Русской власти на базе национализированных коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. И вправду была в нем богатейшая коллекция этого направления мировой живописи. ГМНЗИ стал жертвой сталинских репрессий - конкретно так ставит вопросец Антонова. Репрессий послевоенных, когда в СССР начались гонения на «космополитизм» и всякое западничество, и мы оказались «родиной слонов». По-своему разумно было в духе данной нам политики таковой музей в 1948 году расформировать. И великая коллекция импрессионистов оказалась поделена: часть в ГМИИ, часть - в Питер, в Эрмитаж.
«Постановление, которое разрушило тот классный музей, было муниципальным. Вот правительство и обязано все поправить. Постановление было страшное — разгром, ликвидация на основании несчастной борьбы со всем, с чем тогда боролись, осуждая Шостаковича, Прокофьева, Ахматову», — выделила Антонова в интервью «Известиям». И дальше: «Решение ликвидировать музей было принято государством за подписью Иосифа Виссарионовича, новое решение обязано быть принято государством за подписью Владимира Владимировича. Это не неувязка Пиотровского и Антоновой».
Как несложно додуматься. Миша Пиотровский, к которому обратились те же «Известия», был более категоричен. «Я выступаю против всех музейных переделов — это, на самом деле дела, провокация, которая приведет к разрушению стабильности, имеющейся в нашем музейном мире, — заявил директор Эрмитажа. — История Музея новейшего западного искусства обязана быть поставлена в контекст музейной истории СССР. В данной для нас истории один из первых эпизодов — разорение и ограбление Эрмитажа ради сотворения ГМИИ имени Пушкина. Позже, по требованию общественности, была произведена частичная компенсация утрат Эрмитажа из фондов Музея новейшего западного искусства — задолго до его закрытия. Таковым образом, старенькых мастеров передали в Москву, где их не было, а новейших — в Петербург». «Происходит чрезвычайно массивное противопоставление Москвы и Петербурга, — добавил Пиотровский. — Лишь этого нам не хватало».
Не считая того, обе стороны не только лишь вели спор довольно корректно, да и сочли нужным увидеть, что вообще-то они друг дружку чрезвычайно обожают.
Можно осознать, очевидно, и питерскую общественность, включая местным «яблочников», полную решимости биться за свое культурное богатство. Часть питерцев обращается к министру культуры Владимиру Мединскому с призывом не допустить экспроприации. С иной стороны, к примеру, историк Лев Лурье считает, что на сей раз грабежа не будет, и как раз так как «в номенклатурном мире петербургский губернатор Жора Полтавченко стоит выше министра культуры Мединского». В Петербурге тоже есть свои особенные представления: к примеру, историк Сергей Лебедев не опасается присоединиться к идее восстановления ГМНЗИ, но при условии, что в Северной столице будет его филиал, где все картины будут время от времени выставляться.
В целом, общественность не готова поддержать Иру Антонову - не поэтому, что ее не обожают либо больше обожают Пиотровского, а просто вот конкретно из числа тех суждений, что «не нужно нам музейных переделов и массивного противопоставления Москвы и Петербурга».
«Вопросец чрезвычайно непростой и разноплановый, — увидел корреспонденту “Росбалта” исполнительный директор русского комитета Глобального совета музеев (ИКОМ) Афанасий Гнедовский. — У нашей организации есть Кодекс музейной этики. Но такие ситуации он никак не регулирует. Если б речь шла о предметах, вывезенных из иной страны нелегально, либо при передаче этих предметов искусства куда-либо было нарушено национальное либо международное законодательство, тогда кодекс чрезвычайно верно регламентирует то, как музеи и музейные работники в эталоне могли бы себя повести».
«В данном случае, — отметил собеседник агентства, — мы не сталкиваемся с таковыми обстоятельствами и опираться на кодекс не можем. Ежели же говорить о том, как я лично смотрю на сложившуюся ситуацию, то могу огласить, что нужно стремиться к сохранению статус-кво. И, сначала, не стоило бы разбивать музейные коллекции. Так как это откроет ящик Пандоры, и может появиться целая серия остальных вопросцев о возврате экспонатов в остальные музеи либо же вообщем в личные руки хозяев, либо потомков тех, кто обладал сиим, даже до революции. И это чрезвычайно суровая неувязка, которую трудно решить не только лишь в Рф. Вопросцы о реституции предметов искусства, о перемещенных художественных ценностях чрезвычайно остро стоят и в странах Южной и Восточной, да даже и Западной Европы».
«Потому мне кажется, 2014 год у нас и Годом культуры объявлен, и это год 250-летия Эрмитажа, а в данной для нас ситуации более разумным было бы создание, к примеру, выставки совместной Эрмитажа и ГМИИ, чтоб объединить эту коллекцию и показать эту выставку в Санкт-Петербурге, позже в Москве, непременно было бы верно ее навести и в регионы», — считает Афанасий Гнедовский.
«В культуре какие-то преобразования спонтанные - не катят, — убежден член комиссии по культуре Публичной палаты РФ Сергей Абрамов. — Культура просит выжидания. Тем паче, музейная культура - она медленная, размеренная, размеренная. И принимать какие-то категорические решения на ходу - перевезти коллекцию, раздробить - совсем не годится. Я думаю, что два мудрых человека, Пиотровский и Антонова, сядут и, быть может, не с первого раза, но договорятся и о том, как сохранить коллекцию в целом, и как удовлетворить обе стороны. Лично я против перевода. Я бы оставил коллекцию в Питере».
«Мое отношение к данной нам затее очень отрицательное, — подтвердил заместитель директора Муниципального НИИ искусствознания Лев Ливщиц. — Ничего неплохого, не считая отвратительного, из этого не может произойти. Обстоятельств здесь чрезвычайно много: просто нужно знать драматическую историю сложения музейных коллекций, чтоб осознать, что, как мы начнем эту ткань трогать, как у нас вообщем все, что есть, разлетится».
«В Москве уничтожен не один музей, — напомнил Лившиц. — Их было много: кто сейчас вспомнит о Музее красочной культуры, о собраниях Цветкова, Остроухова, о разбитом собрании Павла и Сергея Третьяковых, и собрание самой Третьяковской галереи пострадало, раздавались вещи. Что, начнем все это разделять? Нужно знать нашу историю, чтоб была простая прививка от таковых, казалось бы, обычных движений».
Представления на форумах, в основном, склоняются туда же, хотя, что тоже естественно, часто с наименьшей деликатностью.
«Чрезвычайно надеюсь, что в Москве найдутся опытные люди, которые прекратят этот страшный торг. Вспомните, что было в 1920-х гг! Создавать и хранить еще труднее, чем просто разделять…» «Я древняя коренная москвичка и мне тоже постыдно, что директор музея им. Пушкина подняла этот вопросец в прямом эфире “прямой полосы”» «Аргументация Пиотровского в его “дуэли " с Антоновой мне представляется наиболее убедительной. Будет жалко, ежели Медынский пойдет на поводу традиционной м-А-сковской тенденции стягивать „в Москву, Москву, Москву!“ всё самое наилучшее и самое ценное”.
И очередное ехидное замечание: “Но на этот раз Антонова сделала тактическую ошибку — как минимум, не учла питерское прошедшее Путина”. Да, меж иным - вопрос-то суровый.
Бывают, правда и другие точки зрения - а именно, Пиотровского винят в несохранении почти всех экспонатов. А некий обычный, но неравнодушный москвич выразился даже так: “Нам Пиотровские ничего не отдадут, даже больше: из Москвы прут все попорядку — и ВМФ штаб, и Конституционный трибунал, сейчас Верховный и Арбитражный трибунал, осталось одно - Питер столицей именовать!”
Ну, что ж, ежели живописные шедевры числить по одной статье с Конституционным и Арбитражным трибуналом, то да. Кто-то может на это огласить: да катись, дескать, эти суды… Ну, а очередной шаг конфликта ожидается во вторник, 21 мая, когда вопросец станет дискуссироваться на конференции в Министерстве культуры РФ.
Леонид Смирнов