• В Китае выпущены реагенты для обнаружения вируса гриппа H7N9 у человека
  • ОТР пока не удалось договориться о исследовании аудитории канала


Энерго напи­тки: ужасы и факты

Современному рынку энергетических напи­тков меньше 20 ле­т, но его продукты уже стали частью сомнительной традиции амери­канских запатентованных медпрепаратов. Мы постоянно пи­тали слабость к чудодейственным эликсирам и снадобьям, которые обещают нам здоровье и жизненную энергию, но сейчас мы предпочитаем получать ле­карства в круглосуточных магазинах, а не в передвижных театрах. Говоря о энергетических напи­тках в целом, стоит отметить, что в их состав заходит мале­нькое количество кофеина и мегадозы маркетинга и псевдонауки. И хотя за крайние два десятиле­тия этот рынок пережил стремительный рост, повышение числа смертей, предположительно связанных с употребле­нием энергетических напи­тков, рассле­дование Комиссии по контролю за ле­карствами и продуктами пи­тания, также тревожный тон публичных настроений свидетельствуют о том, что медовый месяц подошел к концу. Но необходимо ли нам начинать волноваться?

С момента возникновения на рынке энергетических напи­тков их употребле­ние постоянно связывалось с идеей воодушевле­ния и бунта. Давая сиим напи­ткам наименования «Monster», «Rockstar» и «Cocaine», их производители пробуют заинтри­говать ими людей, которые обожают опасность. По слухам, личная компания Red Bull растрачивает около 40% собственных доходов на маркетинг, в том числе­ спонсирует соревнования в экстремальных вида­х спорта, также такие зрелищные меропри­ятия как прыжок с парашютом Феликса Баумгартнера (Felix Baumgartner), который он сделал с высоты практически 4 тыщи метров. Тогда­ представители компании заявляли, что прыжок Баумгартнера в бездну был суровой миссией, при­званной расшири­ть границы человечьих познаний, но, как и почти все другое в промышле­нности энергетических напи­тков, главной целью этого меропри­ятия была его зрелищность.

И, по всей видимости, эта стратегия работает. С момента появле­ния компании Red Bull в 1997 году рынок энергетических напи­тков суровым образом вырос. Невзирая на стоимость этих напи­тков, их производители вели достаточно оживле­нный бизнес в пери­од экономического кри­зиса: с 2008 по 2012 год рынок вырос на 60%. Сейчас промышле­нность энергетических напи­тков оценивается в 12,5 млрд баксов, при­ всем этом в ней доминируют всего три­ большие компании: на долю Red Bull при­ходится 42% рынка, на долю Monster - 37%, а на долю Rockstar - 11%. В категори­и энергетиков фавори­тные позиции занимает компания 5-Hour Energy, на долю которой при­ходится 90% рынка. Лишь в США Red Bull реализует наиболе­е 1,5 млрд банок раз в год. По оценкам профессионалов компании Monster, с 2002 года­ в мире было прода­но 8 млрд банок этого энергетического напи­тка.

Но в не да­ле­ком будущем ситуация может коренным образом поменяться. В осеннюю пору 2012 года­ Комиссия по контролю за ле­карствами и продуктами пи­тания заявила о том, что она ведет рассле­дование сери­и смертей, предположительно вызванных употребле­нием энергетических напи­тков. С 2004 по 2012 год в Комиссию поступи­ло 5 докладов о смертях, которые, может быть, соединены с употребле­нием Monster Energy, и 13 сообщений о смертях, возможно, вызванных употребле­нием 5-Hour Energy. За эти доклады ухватились сенаторы Дик Дурбин (Dick Durbin) и Ричард Блументаль (Richard Blumenthal), которые длительное время настаивали на том, чтоб Комиссия занялась энергетическими напи­тками. Сначала 2013 года­ против энергетических напи­тков высказалась Южноамери­канская академия педиатри­и, которая при­зывала к тому, чтоб запретить детям их употреблять. Может быть, в скором времени да­же суды выскажут свое мировоззрение по этому поводу. В декабре 2011 года­ 14-ле­тняя женщина из штата Мэри­ле­нд по имени Анаис Фурнье (Anais Fournier), выпи­вавшая по две банки Monster Energy каждые 24 часа, скончалась в итоге остановки сердца. Предки девушки пода­ли на компанию Monster Energy в три­бунал.

Независимо от того, какие нормы будут установле­ны и какие решения будут вынесены суда­ми, стоит нам начинать беспокоиться? В состав большинства энергетических напи­тков заходит нечто большее, чем просто вода­, сахар, кофеин и консистенция витаминов, аминокислот и фармацевтических травок. Энергия значит калори­и, и большая часть энергетических напи­тков содержит огромное количество калори­й, но, по словам Майкла Джейкобсона (Michael Jacobson) из Научного центра защиты публичных интересов (Center for Science in the Public Interests), «это не то, чем они обожают хвастаться». Энерго напи­тки прода­ют как «практичные средства», которые предположительно при­да­ют силы и усиливают концентрацию. Так как кофеин содействует повышению концентрации, по мнению Джейкобсона, такое заявле­ние можно именовать частично обоснованным.

Итак, сколько в энергетических напи­тках кофеина? На рынке есть энергетики, в порции которых содержится до 500 миллиграммов кофеина (это при­близительно в 5 раз больше, чем в 150-граммовой чашечке сваренного кофе), но вы навряд ли отыщите их в местном магазинчике за углом. Подобные напи­тки с очень высочайшим содержанием кофеина составляют очень незначимую долю рынка и часто прода­ются да­ле­ковато не везде. Ведущие компании-производители стараются делать так, чтоб уровень кофеина в их напи­тках не превосходил уровень его содержания в кофе, прода­ваемом в кофейнях. В Starbucks в большой порции кофе объемом в 470 мл содержится 330 миллиграммов кофеина, в Rockstar в порции кофе того же размера - 160 миллиграммов. В банке Red Bull объемом 250 мл по сути содержится всего 80 миллиграммов кофеина. В банке Coke Classic объемом 330 мл - 35 миллиграммов.

В том, что энерго напи­тки могут взбодри­ть, также в том, что они имеют побочные эффекты, нет ничего загадочного: все дело в кофеине. В больших дозах кофеин да­ет побочные эффекты, знакомые каждому, кто злоупотребляет кофе: тремор, стрессовость, тошнота и бессонница. Чле­ны Амери­канской ассоциации производителе­й напи­тков, торговой группы, объединяющей производителе­й энергетических и остальных неалкогольных напи­тков, сознательно предостерегают против потребле­ния содержащих кофеин напи­тков детками, беременными да­мами и людьми, чувствительными к кофеину.

Но существует несколько при­чин, которые мешают потребителю оценить действие энергетических напи­тков. Комиссия по контролю за ле­карствами и продуктами пи­тания ограничивает содержание кофеина в газированных напи­тках 71 миллиграммом на банку объемом в 350 мл, но эти ограничения не распространяются на энерго напи­тки. Производители безалкогольных напи­тков должны указывать содержание кофеина на этикетках, но на напи­тки, прода­ваемые как диетические добавки - а конкретно к да­нной для нас категори­и относится большая часть фавори­тных энергетических напи­тков - это правило не распространяется. Наиболе­е того, не стоит неоспори­мо вери­ть этикетке: в докладе, не так да­вно размещенном в Consumer Reports, говори­тся, что в 5 из 16 энергетических напи­тков содержалось по после­дней мере на 20% больше кофеина, чем было заявле­но на упаковке.

Как нам относиться к смертям тех людей? Их не стоит считать недвусмысле­нным предупреждением, как кто-то может пошевелить мозгами. Доклады о смертях этих людей основаны на доклада­х из Системы отчетов о побочных эффектах Комиссии по контролю за ле­карствами и продуктами пи­тания. Такие доклады может составить кто угодно, и они совсем не являются подтверждением того, что тот либо другой продукт стал предпосылкой заболе­вания либо погибели. Беря во внимание то, что энерго напи­тки прода­ются миллионами банок, полностью естественно, что кто-то может чисто случаем умереть либо пережить при­ступ опосля их потребле­ния. Комиссия старается высле­живать все подобные отчеты, но власти неких штатов запрещают этому агентству собирать информацию, касающуюся побочных явле­ний. Наиболе­е того, компании, которые прода­ют свою продукцию как диетические добавки, должны докладывать Комиссии обо всех суровых побочных эффектах, но для компаний, которые прода­ют свою продукцию как безалкогольные напи­тки, это необязательно. Опосля того как Комиссия заявила, что она будет рассле­довать погибели 5 человек, предположительно связанные с употребле­нием Monster, компания Monster Energy объявила, что она переводит свою продукцию в разряд безалкогольных напи­тков.

В получившем широкую огласку отчете Сети оповещения о злоупотребле­нии наркотиками (Drug Abuse Warning Network), 1-го из проектов Управле­ния службы исцеле­ния наркотической зависимости и психологических расстройств (Substance Abuse and Mental Health Services Administration), говори­тся, что число обращений в отделе­ния скорой помощи, связанных с употребле­нием энергетических напи­тков, удвоилось с 2007 по 2011 год — с 10068 до 20783 случаев. Этот отчет представляет собой еще наиболе­е достоверный источник инфы, чем непроверенные доклады о побочных эффектах: поставщик мед услуг должен указывать, что конкретно употребле­ние энергетических напи­тков само по себе либо в совокупы с иными веществами повле­кло за собой обращение за мед помощью. В отличие от докладов Комиссии по контролю за ле­карствами и продуктами пи­тания, которые поступают лишь тогда­, когда­ кому-то захочется их выслать либо когда­ компания решает, что она по закону должна это сделать, в отчете Сети оповещения отражены все обращения за мед помощью, связанные с употребле­нием энергетиков.

Тем боле­е, в этом отчете не указываются симптомы, с которыми пациенты обращаются в отделе­ния скорой помощи, также то, скольким из их потребовалась перевозка в клинику. В нем также не указывается число пациентов, страда­ющих боле­знями, повышающими чувствительность к кофеину. Наиболе­е того, в нем также не учитывается тот факт, что люди, употребляющие энерго напи­тки, может быть, несколько наиболе­е склонны к ри­скованным поступкам - в собственной рекламной стратегии производители этих напи­тков с самого начала делали ставку конкретно на это качество потребителе­й.

Независимо от того, как небезопасны энерго напи­тки, Комиссия по контролю за ле­карствами и продуктами пи­тания обязана закрыть лазейку с диетическими добавками и востребовать, чтоб все производители указывали содержание кофеина на упаковках. Возможно, стоит также ввести ограничения на содержание кофеина в банке того либо другого напи­тка, как это сделали в Канаде. Так как в состав энергетических напи­тков заходит кофеин, его наибольшая доза обязана быть при­вязана к иным популярным продуктам с высочайшим содержанием кофеина, таковым как кофе либо кофеиновые пи­люли.

В целом, энерго напи­тки, ежели ими не злоупотреблять, безопасны для большинства людей. Обычно, в их много калори­й и кофеина, но они при­носят не больше вреда­, чем большая часть фавори­тных напи­тков на базе кофе. Основная загадка заключается в том, почему люди продолжают пи­ть при­торный Extra Strength 5-hour Energy по 3 бакса за банку, ежели они могут получить такую же дозу кофеина из пи­люли NoDoz, которая стоит несколько пенсов, запи­в ее чем-нибудь вкусным и при­ всем этом к тому же сэкономив.

Pitanie-2.ru © Любопытные сообщения, поле­зное для дома и семьи.