Серия «Евангелисты» благодаря русскому детективному кинофильму «Возвращение “Святого Луки” отлично известна даже не профессионалам в искусстве Старенькых мастеров. “Евангелисты” были приобретены в 1773 году Екатериной II для Эрмитажа и практически 40 лет спустя были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей по указу Александра I, дальше следы картин терялись вплоть до прошедшего столетия. “Святой Лука” и “Святой Матфей” были обнаружены посреди ХХ века в фондах Одесского музея западного и восточного искусства, куда они попали как работы неизвестного российского художника XIX века. Верно атрибутировала их сотрудница Эрмитажа Ира Линник — ее открытие считается важным в науке о искусстве, а сами полотна не раз экспонировались в Муниципальном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
Две остальные картины попали за предел — в 1972 году германский искусствовед, спец по творчеству Халса Клаус Гримм опубликовал обретенный и отреставрированный холст “Евангелист Марк”, который совпадал по размерам и стилю выполнения с одесскими евангелистами. Выставленный на аукцион как “Портрет бородатого мужчины”, он приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано, но исследования, проведенные Гриммом, дозволили найти авторство и заглавие картины, которая была предоставлена для экспонирования в Москве — поначалу на ярмарке Russian Antiques and Fine Arts Fair в Центре изящных искусств на Волхонке, а потом в ГМИИ английской галереей Jhonny Van Haeften, специализирующейся на голландцах XVII века.
Как поведала на презентации картины для СМИ в пн заместитель директора ГМИИ по научной деятельности Ира Баканова, “ни один музей мира не отказался бы приобрести эту работу”.
“Но этот вопросец постоянно чрезвычайно кропотливо прорабатывается — это обязана быть позиция Минкультуры и меценатов, которые могли бы посодействовать приобрести эту работу для нас, так как сам музей таковой способности не имеет”, — отметила она.
И это — единственный из “Евангелистов” Халса на арт-рынке и, соответственно, крайний шанс получить этого художника в музейную коллекцию: 4-ый евангелист, Святой Иоанн, был куплен на Sotheby's в Лондоне еще в 1997 году наиболее, чем за 3 миллиона баксов и находится на данный момент в собрании музея Пола Гетти в Калифорнии. Возможно, что “Евангелист Марк” оценивается на данный момент в еще больше значительную сумму.
Картина пробудет в ГМИИ до 28 июля и, при успешном стечении событий, остается там навсегда, как это ранее случилось с полотном “Крещение Христа” Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля Младшего, которое также поначалу было в музее на временном экспонировании.