Решение о разработке Публичного телевидения Рф (ОТР), мысль которого дискуссировалась в Рф еще с середины 1990-х годов, было принято в декабре 2011 года. 1-ый эфир ОТР состоялся 19 мая 2013 года. Мастера медиарынка, посмотрев на итог усилий редколлегии новейшего телеканала, были разочарованы.
Ни формы, ни содержания
Основной редактор журнальчика «МедиаПрофи» Евгений Кузин по требованию DW в течение первых 3-х дней смотрел передачи телеканала. По словам профессионала, отыскать хоть что-то, за что можно было бы похвалить коллектив ОТР, ему так не удалось. «У канала отсутствует единая стилистика, программы зрительно смотрятся чрезвычайно архаично, и к тому же не приметно, что канал пробует проводить какую-то определенную линию», — вынес собственный вердикт Кузин.
Значимой неувязкой, по словам профессионала, является выбор длительности программ ОТР. Кроме того, что такие длинноватые передачи тяжело глядеть, создателям не удалось сделать их довольно увлекательными, чтоб удержать внимание зрителей. «Та же программа ЭВМ (“Это вы сможете”. — Ред.), посвященная русским Кулибиным. Там ведь было за что зацепиться, — сокрушается Евгений Кузин. — Но создатели просто поведали о том, что есть такие-то проекты — и все. Страшно скучновато».
Новостные выпуски, по словам профессионала, также не выдерживают никакой критики. Один из ярчайших примеров непрофессионализма информационной службы ОТР — о погибели известного режиссера Алексея Балабанова сказали только в одном выпуске, да к тому же в самом конце. «Желание команды Анатолия Лысенко в новостях быть не схожими на остальные телеканалы сыграло с ОТР злую шуточку», — делает вывод основной редактор «МедиаПрофи».
ОТР — телевидение прошедшего века
Не удалось профессионалам отыскать и разумного разъяснения принципа, по которому осуществлялся выбор тем для ток-шоу на ОТР. Евгения Кузина, а именно, удивило, что в 1-ый день вещания, к которому постоянно готовятся в особенности кропотливо, темой передачи стал день пионерии. Таковой выбор дозволил еще одному телевизионному критику, декану факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики Анне Качкаевой, именовать ОТР «Пионерской зорькой» под нафталином".
Вообщем, по словам Анны Качкаевой, невзирая на то, что ОТР в целом смотрится как телевидение конца 80-х годов прошедшего века, есть на канале и программы с потенциалом. Посреди их «Право на счастье» с Гошей Куценко и Ксенией Алферовой, «Прав? Да!» с Андреем Норкиным либо «Соц сеть», над которой работает юная команда с НТВ. Но и эти проекты еще пока очень сырые. «При всех произнесенных создателями программ ОТР в эфире словах остается чувство бессловесности», — заявила эксперт в интервью DW.
Самый основной недочет в том, что программы Публичного телевидения дробят общую картину страны в маленькую мозаику, считает декан факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики Анна Качкаева. «С одной стороны мы имеем нераздражающую картину, отвечающую запросу зрителей, и подачу с налетом ностальгии, но конкретно благодаря этому странному контексту из новостей уходят анонсы, а из телевизионной жизни уходит чувство, что это разговор современного человека с современным человеком», — сетует она.
Какое общество, такое и телевидение
Как говорится на веб-сайте ОТР, основными целями и задачками Публичного телевидения являются развитие гражданского общества в Рф, просвещение и образование, также пропаганда общечеловеческих моральных ценностей. С тем, что цели и задачки поставлены правильно, специалисты не спорят, но вот с их реализацией пока есть явные препядствия. Ужаснее всего, по мнению Анны Качкаевой, обстоят дела с выполнением первого пт — развитием гражданского общества.
«Тяжело говорить о каком-либо гражданском обществе в системе координат, в какой мы в Рф на данный момент находимся, с принимаемыми на данный момент законами и насаждением практически фашиствующей идеологии, — заявила Качкаева в интервью DW. — И буковка “о” в расфокусе, использованная в эмблеме телеканала, она как знак нашего общества, которое тоже в расфокусе и никак не может сконцентрироваться ни на чем».
Секретарь Союза журналистов Рф, глава президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека Миша Федотов, который был приверженцем сотворения ОТР, также не считает передачи канала увлекательными. «Я пока не удовлетворен тем, что увидел, хотя не ждал, что с первых дней вещания это будет интереснейший телеканал, который будут глядеть все граждане Рф, — отметил Федотов в беседе с DW. — На мой взор, программа ОТР обязана быть наиболее разнообразна и поболее интерактивна».
Недочет средств либо кадров?
Вероятной предпосылкой неудач ОТР, объясняющей, но не оправдывающей их, является нехватка средств. По словам Евгения Кузина, полтора млрд рублей, выделенных государством на создание Публичного телевидения, — сумма ничтожно малая. «Ежели создавать канал, по уровню и качеству сопоставимый с “Первым”, то необходимо и средств вкладывать в него столько же — порядка 20 млрд рублей в год», — заявил эксперт.
Но главной неувязкой был и остается тот факт, что канал, заявленный, как Публичное телевидение, является, на самом деле, муниципальным. Как увидел генеральный секретарь проф Союза журналистов Рф Леонид Речицкий в интервью DW, управление ОТР, равно как и публичный и наблюдательный советы телеканала, состоят сплошь из должностных лиц. «Чьи интересы будут защищать эти должностные лица? Естественно, страны», — уверен Речицкий.