МОСКВА, 26 апр — РИА Анонсы, Ольга Липич. Праздничек Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) и предшествующая ему Лазарева суббота — знак «вхождение Бога в сердечко каждого» и предвестие «всеобщего воскресения» — православные верующие отметят в выходные, за недельку до Пасхи (5 мая). В этом году эти церковные празднички отмечаются поздно, но благодаря наступившей долгожданной весне и расцветающим вербам они принесут с собой атмосферу радости.
Патриарх Столичный и всея Руси Кирилл, как сказала его пресс-служба, совершит в эти выходные в соборном храме Христа Спасателя праздничные богослужения с освящением ваий — вербных веток, обычно символизирующих на Руси пальмовые ветки, которыми, согласно Евангелию, обитатели Иерусалима встречали входящего в город Христа. В субботу в 17.00 мск предстоятель возглавит в храме Христа Спасателя всенощное бдение, а в воскресенье в 9.30 мск — основное торжественное богослужение, Божественную литургию.
В эти дни основной собор Рф, как и остальные храмы Российской православной церкви, обычно заполнят тыщи верующих с цветущими ветвями верб.
Воскрешение Лазаря как предвестье Всокресения всех
По Евангелию, Иисус Христос накануне входа в Иерусалим воскресил праведного Лазаря, жившего совместно с сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию. Христос пришел к пещере, в какой был погребен Лазарь, и повелел убрать камень, закрывавший вход в пещеру. Когда же Иисус воззвал: «Лазаре! гряди (иди) вон» — погибший вышел, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами.
«Воскрешение Лазаря — это предвестник всеобщего воскресения. Эта надежда живет в каждом христианине. В нем наша вера и наше упование», — произнес РИА Анонсы настоятель Татианинского храма при МГУ имени Ломоносова, экс-глава патриаршей пресс-службы, узнаваемый церковный публицист протоиерей Владимир Вигилянский.
Известие о чуде воскрешения Лазаря, согласно Писанию, быстро разнеслась по окрестностям. И когда на последующий день Христос въезжал в Иерусалим, люди приветствовали его как царя, выстилая его путь одеждами и пальмовыми ветвями. Конкретно опосля воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи приняли окончательное решение уничтожить Иисуса.
Лазарь же, которого также желали лишить жизни, удалился на полуостров Кипр, где потом был поставлен апостолами епископом и хранил серьезное воздержание. По преданию, Богоматерь даровала ему омофор, изготовленный своими руками. Прожил Лазарь опосля собственного воскресения 30 лет. В 9-м веке его мощи были перенесены с Кипра в Константинополь.
Вход Христа в Иерусалим и сердца верующих
В Евангелии описано, как Иисус Христос опосля воскрешения Лазаря на юном ослике въезжал в город — и люд в символ почтения кидал ему под ноги свои одежды и пальмовые ветки, возглашая «Осанна!» (хвалебный возглас о спасении). На Руси пальмовые ветки были изменены на распустившиеся вербные ветки. Отсюда заглавие: Вербное воскресенье — в Российской православной церкви, и Пальмовое — в большей степени в остальном христианском мире.
«Вход Господень в Иерусалим символизирует вхождение Бога в сердечко каждого человека. И наше ликование соединено с тем, что с Богом мы в радости и духовном веселии будем жить вечно», — объяснил Вигилянский.
Но торжество входа в Иерусалим было сразу и предвестием страданий Иисуса — скоро Он был распят. Неделька от Вербного воскресенья до Пасхи именуется Страстной — в память о крайних днях земной жизни и крестной погибели Спасателя. Эти дни Церковь учит проводить в размышлении и глубочайшем смирении перед той беспримерной жертвой, которая была принесена на Голгофе ради спасения людей, ради искупления их грехов.
«В преддверии Страстной недельки мы помним, что этот же люд, который ликовал при виде Господа, через некоторое количество дней уже орал “Распни Его!” Любой из нас должен сделать усилия, чтоб хотя бы малым делом, запятанным словечком, злыми помыслами, осуждением не оказаться посреди распинателей и предателей собственного Спасателя», — призвал Вигилянский.
Дореволюционное «Шествие на Осляти»
До упразднения патриаршества Петром I в Вербное воскресенье на Руси издревле совершался ритуал «Шествия на Осляти». Патриарх в полном облачении восседал на жеребце, символизировавшем ослика, на котором въехал в Иерусалим Христос. Процессия двигалась от Успенского собора Кремля через Спасские ворота на Красноватую площадь к Покровскому собору и Лобному месту, а потом опять через Спасские ворота к Успенскому собору. Во время этого крестного хода патриаршего жеребца, нарядного ослом, вел под уздцы сам правитель.
Смысл ритуала заключался в преклонении светского перед духовным.
«Это было чрезвычайно всераспространено, в особенности до XVIII века, до Петровского времени. И патриархи, и митрополиты выезжали… О попытках возродить эту традицию в наши дни я не слышал», — отметил собеседник агентства.
Обычаи праздничка сейчас
Говоря о современных особенностях празднования Вербного воскресения, Вигилянский поделился радостью, что в институтском храме святой Татианы, настоятелем которого он служит, одна прихожанка выращивает пальмы дома и приносит на праздничек истинные пальмовые ветки. «И у нас священники во время богослужения стоят со свечками, которые украшены конкретно пальмовыми ветвями», — добавил он.
Не считая того, в храм раз в год из Тульской области привозят вайи с большими лохматыми почками на бардовых вербных ветвях, особо ценимых верующими (всераспространены еще сероватые, ивовые ветки). Опосля освящения они раздаются прихожанам.
На вопросец о народной традиции символически бить друг дружку освященными вербами, желая здоровья, Вигилянский ответил, что «это не проповедуется».
Что все-таки касается предстоящего обращения с эмблемой праздничка, то священнослужитель рекомендует не ставить вербные ветки в воду, — тогда и они засыхают и хранятся годами. Собеседник агентства напомнил также, что освященные вещи за ненадобностью не выбрасываются, а сжигаются в особых печах: это касается и прочитанных записочек, и рваных икон, и вербных веток.
К тому, что почти все люди по заведенному в русское время обычаю продолжают в Вербное воскресенье, как и на Пасху, посещать кладбища, Вигилянский относится с осознанием.
«Мы в Церкви служим поминальные службы на 9-й день опосля Пасхи — на Радоницу, и посещение кладбища как раз соединено с сиим деньком. Но это постоянно вторник, будний день — и почти все люди не могут в сей день из-за работы. Понятно, что в весеннюю пору людям необходимо обновить, убрать могилку, выкрасить ограду, высадить цветочки, — и они это делают в выходной день, приурочив это к церковным праздничкам, Вербному воскресенью либо Пасхе», — произнес священнослужитель.
К достаточно всераспространенному украшению могил вербными ветвями он также относится терпимо, как к «знаку соединения человека с Богом».
В то же время, представитель Церкви выделил, что, сначала, в сей день нужно придти в храм. Вербное воскресенье — один из 12 основных праздничков церковного календаря и один из самых фаворитных в народе (прямо за Пасхой и Рождеством, вместе с Троицей), когда в храмы приходят даже те, кто бывает в их всего пару раз в году.
«Самое основное — понять смысл праздничка. Это чрезвычайно принципиальный момент, чтоб укрепилась связь человека с Богом», — заключил Вигилянский.