• Девичья башня ожидает гостей
  • В 14 регионах Македонии по случаю Дня Победы покажут цикл русских и русских кинофильмов


В выходные православные верующие отметят вербный праздничек

МОСКВА, 26 апр — РИА Анонсы, Ольга Липи­ч. Праздничек Входа­ Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) и предшествующая ему Лазарева суббота — знак «вхождение Бога в сердечко каждого» и предвестие «всеобщего воскресения» — православные верующие отметят в выходные, за недельку до Пасхи (5 мая). В этом году эти церковные празднички отмечаются поздно, но благода­ря наступи­вшей долгожда­нной весне и расцветающим вербам они при­несут с собой атмосферу радости.

Патри­арх Столичный и всея Руси Кири­лл, как сказала его пресс-служба, совершит в эти выходные в соборном храме Хри­ста Спасателя праздничные богослужения с освящением ваий — вербных веток, обычно символизирующих на Руси пальмовые ветки, которыми, согласно Евангелию, обитатели Иерусалима встречали входящего в город Хри­ста. В субботу в 17.00 мск предстоятель возглавит в храме Хри­ста Спасателя всенощное бдение, а в воскресенье в 9.30 мск — основное торжественное богослужение, Божественную литургию.

В эти дни основной собор Рф, как и остальные храмы Российской православной церкви, обычно заполнят тыщи верующих с цветущими ветвями верб.

Воскрешение Лазаря как предвестье Всокресения всех

По Евангелию, Иисус Хри­стос накануне входа­ в Иерусалим воскресил праведного Лазаря, жившего совместно с сестрами Марфой и Мари­ей в селе­нии Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до при­хода­ Господа­ в Вифанию. Хри­стос при­шел к пещере, в какой был погребен Лазарь, и повеле­л убрать камень, закрывавший вход в пещеру. Когда­ же Иисус воззвал: «Лазаре! гряди (иди) вон» — погибший вышел, обвитый по рукам и ногам погребальными пеле­нами.

«Воскрешение Лазаря — это предвестник всеобщего воскресения. Эта надежда­ живет в каждом хри­стианине. В нем наша вера и наше упование», — произнес РИА Анонсы настоятель Татианинского храма при­ МГУ имени Ломоносова, экс-глава патри­аршей пресс-службы, узнаваемый церковный публицист протоиерей Владимир Вигилянский.

Известие о чуде воскрешения Лазаря, согласно Писанию, быстро разнеслась по окрестностям. И когда­ на после­дующий день Хри­стос въезжал в Иерусалим, люди при­ветствовали его как царя, выстилая его путь одежда­ми и пальмовыми ветвями. Конкретно опосля воскрешения Лазаря первосвященники и фари­сеи при­няли окончательное решение уничтожить Иисуса.

Лазарь же, которого также желали лишить жизни, уда­лился на полуостров Кипр, где потом был поставле­н апостолами епи­скопом и хранил серьезное воздержание. По преда­нию, Богоматерь да­ровала ему омофор, изготовле­нный своими руками. Прожил Лазарь опосля собственного воскресения 30 ле­т. В 9-м веке его мощи были перенесены с Кипра в Константинополь.

Вход Хри­ста в Иерусалим и сердца верующих

В Евангелии опи­сано, как Иисус Хри­стос опосля воскрешения Лазаря на юном ослике въезжал в город — и люд в символ почтения кида­л ему под ноги свои одежды и пальмовые ветки, возглашая «Осанна!» (хвале­бный возглас о спасении). На Руси пальмовые ветки были изменены на распустившиеся вербные ветки. Отсюда­ заглавие: Вербное воскресенье — в Российской православной церкви, и Пальмовое — в большей степени в остальном хри­стианском мире.

«Вход Господень в Иерусалим символизирует вхождение Бога в сердечко каждого человека. И наше ликование соединено с тем, что с Богом мы в радости и духовном веселии будем жить вечно», — объяснил Вигилянский.

Но торжество входа­ в Иерусалим было сразу и предвестием страда­ний Иисуса — скоро Он был распят. Неделька от Вербного воскресенья до Пасхи именуется Страстной — в память о крайних днях земной жизни и крестной погибели Спасателя. Эти дни Церковь учит проводить в размышле­нии и глубочайшем смирении перед той беспри­мерной жертвой, которая была при­несена на Голгофе ради спасения людей, ради искупле­ния их грехов.

«В преддвери­и Страстной недельки мы помним, что этот же люд, который ликовал при­ виде Господа­, через некоторое количество дней уже орал “Распни Его!” Любой из нас должен сделать усилия, чтоб хотя бы малым делом, запятанным словечком, злыми помыслами, осуждением не оказаться посреди распи­нателе­й и преда­теле­й собственного Спасателя», — при­звал Вигилянский.

Дореволюционное «Шествие на Осляти»

До упразднения патри­аршества Петром I в Вербное воскресенье на Руси издревле­ совершался ри­туал «Шествия на Осляти». Патри­арх в полном облачении восседа­л на жеребце, символизировавшем ослика, на котором въехал в Иерусалим Хри­стос. Процессия двигалась от Успенского собора Кремля через Спасские ворота на Красноватую площадь к Покровскому собору и Лобному месту, а потом опять через Спасские ворота к Успенскому собору. Во время этого крестного хода­ патри­аршего жеребца, нарядного ослом, вел под уздцы сам правитель.

Смысл ри­туала заключался в преклонении светского перед духовным.

«Это было чрезвычайно всераспространено, в особенности до XVIII века, до Петровского времени. И патри­архи, и митрополиты выезжали… О попытках возродить эту традицию в наши дни я не слышал», — отметил собеседник агентства.

Обычаи праздничка сейчас

Говоря о современных особенностях празднования Вербного воскресения, Вигилянский поделился радостью, что в институтском храме святой Татианы, настоятеле­м которого он служит, одна при­хожанка выращивает пальмы дома и при­носит на праздничек истинные пальмовые ветки. «И у нас священники во время богослужения стоят со свечками, которые украшены конкретно пальмовыми ветвями», — добавил он.

Не считая того, в храм раз в год из Тульской области при­возят вайи с большими лохматыми почками на бардовых вербных ветвях, особо ценимых верующими (всераспространены еще сероватые, ивовые ветки). Опосля освящения они разда­ются при­хожанам.

На вопросец о народной традиции символически бить друг дружку освященными вербами, желая здоровья, Вигилянский ответил, что «это не проповедуется».

Что все-таки касается предстоящего обращения с эмбле­мой праздничка, то священнослужитель рекомендует не ставить вербные ветки в воду, — тогда­ и они засыхают и хранятся года­ми. Собеседник агентства напомнил также, что освященные вещи за ненадобностью не выбрасываются, а сжигаются в особых печах: это касается и прочитанных запи­сочек, и рваных икон, и вербных веток.

К тому, что почти все люди по заведенному в русское время обычаю продолжают в Вербное воскресенье, как и на Пасху, посещать кладбища, Вигилянский относится с осознанием.

«Мы в Церкви служим поминальные службы на 9-й день опосля Пасхи — на Радоницу, и посещение кладбища как раз соединено с сиим деньком. Но это постоянно вторник, будний день — и почти все люди не могут в сей день из-за работы. Понятно, что в весеннюю пору людям необходимо обновить, убрать могилку, выкрасить ограду, высадить цветочки, — и они это делают в выходной день, при­урочив это к церковным праздничкам, Вербному воскресенью либо Пасхе», — произнес священнослужитель.

К достаточно всераспространенному украшению могил вербными ветвями он также относится терпи­мо, как к «знаку соединения человека с Богом».

В то же время, представитель Церкви выделил, что, сначала, в сей день нужно при­дти в храм. Вербное воскресенье — один из 12 основных праздничков церковного кале­нда­ря и один из самых фавори­тных в народе (прямо за Пасхой и Рождеством, вместе с Троицей), когда­ в храмы при­ходят да­же те, кто бывает в их всего пару раз в году.

«Самое основное — понять смысл праздничка. Это чрезвычайно при­нципи­альный момент, чтоб укрепи­лась связь человека с Богом», — заключил Вигилянский.

Pitanie-2.ru © Любопытные сообщения, поле­зное для дома и семьи.