Ветреное и зябкое утро в Екатеринбурге нежданно сменяется тишью и светом монастырской обители в Ганиной яме. Место катастрофы оставляет необычное чувство торжества и праздничка. Ясное высочайшее небо, сосны и березы медлительно качаются, как как будто размешивают удовлетворенность, как сахар, в голубой чаше неба. И сама шахта № 7 похожа на чашу, лишь зеленоватую — 1-ая теплая травка, сглаженные углы краев, никаких обрывов и обвалов.
— Видите, через траву огромные листья, похожие на тюльпанные, — спрашивает нас пресс-секретарь монастыря Лена Костина, — это белоснежные лилии. Они были на гербе баронов Дармштадских. Ну вот и Дармштадт почтен как подаривший нам последнюю русскую императрицу.
— В монастыре 7 храмов — по числу царственных страстотерпцев. Конструктор Татьяна Питкевич спроектировала его так, что с высоты птичьего полета он похож на пасхальное яичко, — продолжает собственный рассказ Лена. — А работала она уже будучи смертельно нездоровой, и незадолго до погибели постриглась в монахини с именованием Дамиана.
От Ипатьевского дома до Ганиной ямы 23 километра, от окраины городка — 4, и тут бывают все именитые и неименитые гости городка.
— Галина Вишневская спела в храме Царственных мучеников «Господи помилуй», и произнесла, что тут красивая акустика, — ведает Лена. — А крест, что стоит рядом с шахтой № 7, привезли Вика Цыганова с мужем, он, меж иным, изготовлен из дуба — очевидца Курской битвы, в нем пули и осколки.
Вика Цыганова, естественно, не Галина Вишневская, но как украшают добрые поступки хоть какое имя.
В Ганиной яме находили золото, отыскали железо, и то кончилось, к концу XIX века шахты забросили. Сначала XX века они стали местом стальной политической и людской жестокости. А золото обнаружилось тут уже к концу XX века — и это было золото вины, золото покаяния.
— Отыскать это место было не попросту, — ведает именитый в Екатеринбурге человек, геолог Анатолий Верховский. Фактически ему принадлежит слава обнаружения известной шахты №7, «в 50 саженях» от которой, как было сказано в протоколах следователя Наметкина, и были сожжены останки королевских мучеников.
В 1989 году, когда в Екатеринбурге стала собираться община, сплетенная с именованием сударя, церковь еще была стеснена требованиями официальной идеологии. А вот община могла дозволить для себя смелые цели. И конкретно тогда была поставлена цель — поставить на месте разрушенного Ипатьевского дома «Храм на крови».
— Сейчас, когда храм стоит, это кажется обыденным делом, а в 1989-м таковая цель была сродни мечте слетать на Марс, — смеется Верховский.
Новенькая духовная история Ганиной ямы началась, по его мнению, в 1991 году, когда великий российский писатель Владимир Солоухин поставил на Ганинских выработках в память о убитом царе 1-ый крест. А в 1992 году тогдашний Екатеринбургский епископ благословил 1-ый крестный ход в его память.
— В 1993 году я по благословению владыки начала делать из сосны наиболее ладный крест и пока делал, задумывался, что нужно все-же установить, где же находится именно эта шахта № 7, — вспоминает Анатолий Верховский. — Я знал, что у нее два ствола, а другие приметы, записанные в протоколах следствия — «пень», «яма с бревном» — никак не помогали. В Росархиве были карты, но нам их точно никто бы не отдал. И вот я взял книжку Дитерихса (генерала армии Колчака, управляющего расследованием убийства королевской семьи — прим. Ред) и как на данный момент помню, она у меня открылась на страничке 215. И я прочитал, что в шахту № 7 упирается длинноватая выработка. И начав находить, нашел это место, и как геолог начал составлять карту.
Анатолий Верховский долго и внушительно ведает о несостоятельности остальных версий о ликвидировании тел членов королевской семьи — находки захоронения на старенькой Коптяковской дороге и в Поросенковом логу кажутся ему простыми фальшивками. Он припоминает о находках сотен предметов, изготовленных следователями во времена Колчака конкретно около 7-й шахты — драгоценности, крюки от одежд, фрагменты пуль, оставшихся в телах сожженных убиенных, уточняет, как эксперт, действие серной кислоты на людские останки.
То, что Патриарх накануне дня рождения крайнего российского правителя приехал служить заупокойную Литию в Ганину яму, подтверждает, что церковь относится к версии о ликвидировании королевских останков около 7-й шахты как более доказанной и достойной веры.
Дивные букеты из белоснежных лилий и бардовых астрамерий возникли около креста, стоящего над 7 шахтой, и Патриарх начал служить Литию, вознося первосвятительские молитвы о «Евгении, докторе, Иоанне Харитонове…» (Святейший вспоминал так замученных с королевской семьей ее верных слуг), также всех «в лагерях и темницах, от ран и заболеваний умученных» — это было на самом деле поминовение всех жертв, замученных в гонениях XX века.
Опосля окончания заупокойной Литии, патриарх Кирилл освятил место основания храма в честь иконы Божией мамы «Державная». Храм, стоявший на этом месте, сгорел в 2010 году, и на данный момент начал восстанавливаться. «На сем камне основати церковь… Благословляется и освящается основание сие» — звучало над Ганиной ямой.
— Я с большой радостью прибыл на Екатеринбургскую землю в год, когда мы празднуем 400-летие Дома Романовых, — произнес патриарх Кирилл, обращаясь к собравшимся в монастыре верующим. Он напомнил, что эта династия, правившая Россией наиболее 300 лет, отдала ей как выдающихся муниципальных деятелей, так и наименее успешных правителей, но они все все-же служили «Родине собственной и народу собственному». Во времена же правления крайнего правителя Николая II Наша родина и совсем явила чудеса экономического, общественного и политического развития. «Ее, говоря современным языком, ВВП приближался ко второму месту в мире. Это означало, что Наша родина могла стать фаворитом всего мира. И все это происходило не насильственным методом и проистекало из народного потенциала, который, вправду, развивался в те годы в Рф», выделил Патриарх. 1-ая глобальная война, направленная, по мнению Предстоятеля Российской церкви, сначала против мощи российской державы, повлекла революцию, раскол общества, гражданскую войну и остальные тяжкие действия томного для нас XX века.
Заметив, что в этом году мы отмечаем сразу 400-летие дома Романовых, 145-летие со дна рождения крайнего правителя и 95-лет со дня его погибели, Патриарх призвал снова вспомнить Николая II, чей духовный подвиг был явлен «в принятии погибели таковым образом, как надлежит ее принять хоть какому христианину» — в незлобии, спокойствии, прощении противникам, полном смирении и предании души собственной и тела в руки Божии.
В месте тягчайшего преступления — сокрытия останков царственных страстотерпцев, в особенности ощущаешь, что пытающимися вычеркнуть память о императоре, правили ужас и ненависть. Получив власть и возможность распоряжаться судьбами, в том числе и плененного государя-императора и его семьи, они, казалось бы, на десятилетия положили на память о нем бетонную плиту. Почти всем уже казалось, что память о императоре ежели и сохраняется, то в качестве предмета насмешек и поругания. И не много кто мог для себя представить, что она была жива в народе даже во времена идеологической системы, утверждающей себя очень отрицательными оценками жизни и деятельности почившего правителя.
Вспомнив слова песнопения Святой Пасхи, о том, как Господь своим воскресением сокрушил силу ада, Патриарх объяснил, что это сокрушение значит — всякое зло, которое существует в людской истории, уже побеждено. А всякая победа зла — временна, в особенности в масштабах истории. «И как явственно всем нам это сокрушение адовой силы через прославление королевской семьи! — произнес Предстоятель. — Зеленоватые росточки памяти о правде тех лет пробили бетонную плиту». Не нужно обольщаться мыслью, что о изготовленном нами зле (как о убийстве царя) знает лишь узенький круг людей. История царственных страстотерпцев лишь подтверждает, что все тайное становится явным.
И как поразительно звучала молитва Патриарха спустя час в нижнем храме на месте Ипатьевского дома, алтарь и престол которого расположены там, где была комната расстрела королевской семьи.
— Господь же испытуя тя, яко Иова многострадального, попустил для тебя скорби горьковатые, измену, предательство, ближних отречение, земнаго королевства оставление… Мученическую кончину прием, небесного царств достигл еси… с супружницею твоею царицею Александрою и царственными чадами Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией, Алексием… сейчас имея дерзновние велие у Христа царя, моли да простит Господь все отступления народа нашего и подаст ему прощение… да стяжим смирение кротость и любовь, и сподобимся Небесного царствия единокупно с тобою и всеми святыми…
Эта умопомрачительная молитва звучала, как живой разговор. И несомненным казалось всем присутствующим, что тот, к кому она обращена, слышит нас. И — прощает.
В собственном обращении к бессчетным верующим епархии, собравшимся приветствовать его около «Храма на крови» Патриарх опять затронул тему итогов царствования династии Романовых. «Мы лицезреем, как из обыденного мононационального страны с маленьким присутствия инославия и других этносов, Наша родина перевоплотился в гигантскую семью народов, сделанную и соединенную народом русским и верой православной, Семью, в какой люди различных религий и национальностей ощущали себя благополучно», произнес он.
Война и революция разрушили мощь русской державы, выделил он, так как людям внушили, что разрушив свою страну и убив царя, они станут счастливыми, построив богатое и справедливое общество, где все будут равны и станут наслаждаться благами. Тяжелейшие десятилетия XX века подтвердили, что это была просто утопия, мечта либо же злостная пропаганда, направленная на разрушение базы гос жизни великого народа.
Отвечая на вопросец «Почему же не удалось достигнуть того самого процветания справедливости, ради которой уничтожили царя?» Патриарх выделил, что ответ открывает нам смысл истории: нереально выстроить человеческое счастье на убийстве, нереально благополучие на крови и ереси. Анализируя прошедшее и думая о современности, мы должны делать правильные выводы: никогда не строй собственного благополучия на неблагополучии другого человека. Это имеет отношение к нашей личной жизни, к работе, выделил Патриарх. «Как нередко мы сталкиваемся в процессе собственного карьерного роста с соперниками, которых готовы убить и ведь, вправду, бывают случаи, когда на физическом уровне одни уничтожают остальных, чтоб расширить для себя жизненное место, получить больше средств и власти».
Но катастрофа Ипатьевского дома непременно уверяет нас, что нереально обрести счастье преступлением и ложью. А величавый «Храм на крови» стоит на этом месте и как монумент невинно убиенным, и как символ надежды нашего народа на возрождение, на построение вправду справедливой жизни и процветающего общества, но без крови, насилия, революции, гражданских столкновений — «так, как созидали великую Россию нашу благочестивые предки».
Патриарх пожелал собравшейся пастве «хранить сердца от смуты и ложных эталонов», возможности «различать духов» и различать правду от ереси. Патриарх также коротко побеседовал о духовной сущности празднуемых событий с великой княгиней Марией Владимировной. В памятных мероприятиях воспринимала роль и княгиня Ольга Куликовская-Романова.
Вечерком Патриарх Кирилл отслужил Всенощную в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.
В воскресенье в програмке екатеринбуржского визита Предстоятля РПЦ посещение Новотихвинского монастыря, храма Большой Златоуст и прием у губернатора.