Таковой большой выставки Хуана Миро в Москве еще не было — ее привезли из Фонда Пилар и Хуана Миро на Майорке, из дома-мастерской, где живописец прожил крайние 20 семь лет собственной жизни. Фото мастерской и предметы из нее также привезли и экспонируют для атмосферы.
Демонстрируют наиболее двухсотен картин плюс статую и графику в рамках фестиваля «Черешневый лес», потому перед домом на Гоголевском бульваре, где находится музей, стоят белоснежные и едко-розовые липовые деревья, так не идущие простоте и естественности попавших вовнутрь работ.
Кураторы выставки испанские — Эльвира Камара Лопес и Мария Луиза Лакс Качо, — понимающие, как следует демонстрировать произведения великого художника ХХ века, чтоб он и смотрелся великим, когда не имеешь его наилучших работ. В фонде на Майорке хранятся в основном поздние произведения Миро, и его собрание уступает барселонскому фонду художника, где много огромных ярко-красочных полотен, с торжествующим голубым и духоподъемным желтоватым.
Но кураторы совладали с неувязкой совершенно, и дело не в том, что они правильно рассмотрели в священных для искусства ХХ века «каракулях» Миро птиц, дам, персонажей и просто «знаки» и соответственно скомпоновали разделы, но с огромным артистизмом расположили произведения так, что в каждом зале есть нечто замечательное, хотя рядом может висеть вещь для первого знакомства с художником необязательная, проходная, лабораторная.
Вообщем, не достаточно знакомым столичной музейной публике Миро именовать тяжело, его графику демонстрировали на выставках, его работы обширно тиражируются, а родная художнику Барселона — популярное зона отдыха и экскурсий. И хотя Миро не сравнится туристской популярностью с строительным гением Гауди, его произведения так же общедоступны — не для осознания, а для восприятия.
«Детскость» наилучших работ художника — сама «святая простота», незапятнанная удовлетворенность от общения с миром, доступная ребенку и лишь редкому взрослому. «Дама с растрепанными волосами из-за птицы на рассвете» — как раз таковая картина, энергичная и жизнерадостная. Вообщем в обстоятельном «женском» разделе экспозиции много радостного, в том числе маленького размера статуи — незапятнанный модернизм, основанный на фольклоре, несколько механическое, да и смешное соединение, к примеру, свистульки и круглых частей тела.
Миро принято числить сюрреалистом — он примыкал к этому течению и верил в правоту подсознательного и конкретного. Его картины именуют абстрактными, так как в их не просматривается сюжет, хотя есть повсевременно действующие персонажи — звездочки, амебы, полумесяцы, козявки, закорючки и лестницы в небо.
Но в отличие от настоящих сюрреалистов и правоверных абстракционистов Миро не интеллектуал, а эстет. И это блистательно подтверждают несколько выставленных в ММСИ работ: «Солярные знаки» и «Солярные знаки», «Повелитель Убю на Балеарских островах», разные артистичные листы «Без наименования». Миро удавалось отключать в работе рассудок, но глаз его оставался безукоризненно острым и четким, умным.
До 9 июня