«К огорчению, натренировать память нельзя ни учением стихов, ни какими иными упражнениями, но можно научиться ею отлично воспользоваться», — заявляет педагог факультета психологии МГУ имени Ломоносова, кандидат психических наук Мария Фаликман.
По ее словам, основная причина, почему мы не можем что-либо вспомнить, в том, что пропадает путь к подходящей инфы. Чтоб на экзамене было проще вспомнить нужную тему, еще во время подготовки ее необходимо верно запоминать, и здесь есть несколько обычных правил. «В принципе, хоть какой материал, который человек проработал, а не попросту вызубрил, воспроизводится лучше. В этом смысле, читая книгу, отлично что-то выписывать, рисовать схемы — даже ежели эти схемы для вас никогда не пригодятся», — отмечает собеседница агентства.
Информация, усвоенная системно, проще ищется и лучше хранится в памяти. Не считая того, лучше запоминается то, что обучалось частями, а не в один присест, говорит психолог. «Еще в XIX веке были проведены опыты, которые дозволили открыть закон распределения упражнений. Этот закон гласит, что, ежели вы желаете что-то выучить, имеет смысл эту информацию повторить пару раз, но не сходу, а через значимые промежутки времени», — отметила она.
Способ места и контекста
Ежели ученик начинает готовиться за два дня до экзамена и за это время собирается освоить основной массив познаний, вспоминать такую информацию будет непросто. «Никто не отменял такового понятия, как интерференция — другими словами взаимная неурядица следов инфы в памяти. И чем массирование подготовка, тем больше неурядицы будет возникать», — предупреждает психолог.
Вообщем, даже в сжатые сроки процессу запоминания можно придать наивысшую эффективность. Для этого есть бессчетные мнемотехники, другими словами методы запоминания, обычно, построенные по принципу ассоциаций.
1-ый прием основан на контексте, с которым процессы запоминания и припоминания сильно завязаны. «В свое время были проведены чрезвычайно известные опыты с водолазами, которые учили слова на суше и под водой. Оказалось, что те слова, которые учили под водой, лучше вспоминаются под водой, а те, что учили на земле, лучше вспоминаются на земле. Так что ежели вы писали конспекты на голубых листах в клетку, то эту информацию будет проще вспомнить, ежели вы и на экзамене будете писать ваш ответ на таком же голубом листочке», — рекомендует Фаликман.
Иной метод — это «способ места», узнаваемый еще старым грекам. Человек во время запоминания должен представить для себя шкаф и на каждую полку на уровне мыслей «ложить» определения, которые собирается уяснить. «Чтоб вспомнить забытое слово, ему на экзамене довольно представить для себя этот шкаф и заглянуть на подходящую полку, где лежит слово», — советует эксперт.
Курить папиросы
Для запоминания определений, к примеру заглавий исторических периодов, психолог рекомендует применять и иной способ — так именуемый способ «слов-вешалок». Для этого необходимо единожды уяснить некоторый случайный перечень слов, чтоб позже, при запоминании хоть какого другого перечня, к уже готовым «ячейкам» подвешивать «куски» подходящей инфы
«Ежели изначальный перечень был: “мартышка, пальто, лестница”, то чтоб уяснить геологические эры, вы будете их запоминать как: “мартышка — палеозой, пальто — мезозой, лестница — кайнозой” и т.д.. А ежели для вас придется запоминать перечень римских царей получится: “мартышка — Тиберий, пальто — Калигула, лестница — Клавдий”, — разъясняет Фаликман.
Иной неплохой метод запоминать списки — придумать предложение по первым буковкам слов, в него входящих, самый узнаваемый пример такового способа — это мнемоническая фраза для запоминания цветов радуги: “Каждый охотник хочет знать, где посиживает фазан”. Иной пример — студенческая мнемофраза для запоминания геологических периодов палеозойской эпохи: “Каждый хороший студент должен курить папиросы” (Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Каменно-угольный период, Пермский).
Может есть лечущее средство?
Врач-невролог и диетолог НИИ питания РАМН Олег Ленев признает, что, ежели время упущено, мобилизоваться быстро поможет лишь “допинг”, но делать этого он категорически не рекомендует.
Есть такие фармацевтические средства, которые дают бойцу, ежели он смертельно ранен, но у него осталась принципиальная задачка, которую он должен выполнить хоть какой ценой. Боец воспринимает пилюлю, что-то делает на пределе собственных сил, а позже падает замертво. Так можно поступить и с своим мозгом, отдать ему допинг, традиционно это ноотропно-стимулирующие препараты, сдать экзамены, но позже случится нервный срыв», — предостерегает доктор.
Заместо фармацевтических препаратов, чтоб посодействовать мозгу в предэкзаменационные дни, он рекомендует направить внимание на натуральные средства. В особенности на грейпфрут и грецкий орешек. 1-ый улучшает микроциркуляцию крови и благоприятно влияет на работу клеток мозга, а 2-ой содержит кислоты, отвечающие за питание нервной системы.
«Непопросту грецкий орешек и снаружи припоминает вещество мозга с его левым и правым полушарием, извилинами. Слегка обжаренные в закипающем масле грецкие орешки необходимо нарубить и положить в мед, настоять и употреблять к завтраку трижды в день по столовой ложке в течение месяца перед экзаменами», — рекомендует доктор Ленев.
Оба специалисты сходятся во мировоззрении, что готовиться к экзаменам необходимо заблаговременно, не доводить ситуацию до критической, вести здоровый стиль жизни не паниковать при виде экзаменационного билета.