Ранешние — первой половины 1970-х — перформансы, запечатленные на кинопленке и в фото, являют образ мифологический: человека-единорога, человека-птицы, человека-бабочки. Тело человека — самой художницы либо ее друзей-ассистентов — совсем преображается: затягивается в корсеты, несущие большие рога-башни либо веерообразные крылья, опутывается струнами, соединяющими члены с оперением, покрывается перьевыми панцирями и масками, заковывается в зеркальную броню, растворяющую фигуру в пространстве. Жутковатые перчатки удлиняют пальцы, превращая их в крылья, напоминающие летательные изобретения Леонардо. Маска из карандашей, надетая на голову, делает из художницы автомат, механически водящий грифелями по листу бумаги. Эти перформансы, сначала рассчитанные на узенький круг не столько зрителей, сколько участников, стали достоянием публики благодаря Харальду Зееману, пригласившему Ребекку Хорн — самого юного экспонента — на Documenta 1972 года. Позднее в Нью-Йорке она вновь замкнется в узеньком кругу съемочной группы и будет работать над полнометражными фильмами, напоминающими сюрреалистические видения Кокто и Бунюэля. В их диковинные протезы тела преобразуются в самостоятельные, живущие собственной жизнью механизмы, в их уже все подчинено ритму танца и музыки, в их уже все есть, что покажется в ее сложных механических установках. В тех Gesamtkunstwerke, синтетических произведениях искусства, которыми Ребекка Хорн известна сейчас и которые составляют основной аттракцион столичной выставки.
«Огромное колесо из перьев» вдруг распускает и складывает пернатые веера, «Ворон-дерево» оживает и шевелит змееобразными медными ветвями, бабочка на яичке, возложенном на раскрытую «Книжку беспокойства», взмахивает крыльями. Механизмы стремятся заменить художника: «Красочная машинка» — агрегат из воронки с чернилами и ружья-кисти — орошает стенку брызгами на манер Поллока, смычок «Солнечного воздыхателя» нежданно проводит по струнам скрипки, зажатой меж 2-мя алхимическими пробирками с загадочными жидкостями. Огромные установки стремятся стать местами сновидений. «Время идет» по своим непонятным законам, когда под действием электрического разряда начинают двигаться бинокли, озирающие ландшафт из сорока км проявленной кинопленки и газовых термометров с ботинками Бастера Китона — кумира и музы Ребекки Хорн — посредине. А в «Блуждающих огнях» с целой рощицей деревьев-призраков, возрастающих из стоптанных башмаков, никак не поймаешь отражения в зеркалах, прикрывающих глазницы черепов.
Тотчас ее, художника-поэта, установки посвящены поэтам, как, к примеру, «Cinema Verite: Тень сердца для Песоа», где микрофон на металлической удочке то и дело опускается в зеркальный бассейн с водой под музыку давнего сотрудника Ребекки Хорн, саксофониста Хайдена Чисхолма, чтоб отражение на стенке нарисовало уникальный волновой узор. Вообщем, все ее искусство есть зрительная поэзия, чарующая и вводящая в транс нескончаемым повтором рифм: перья, крылья, бабочки, змеи, камешки, деревья, вода, ртуть, зеркала, отражения, черепа, лезвия, смычки. Язык этот, в сути, очень архаичен, составлен из вокабуляриев маньеризма и сюрреализма, как если б в кабинет алхимика Пармиджанино, заставленный средневековыми магическими трактатами и завешанный натюрмортами vanitas, вселился Макс Эрнст. И силой этого волшебного языка сотворяется вселенная, печальная, израненная вселенная, полная боли, утрат и погибели.
Ребекка Хорн вечно прогуливается по самому краю дозволенного в искусстве — опосля Освенцима, философии, модернизма. Алхимия, магия, мистика, аура, вагнерианский синтез, демиургический пафос — все это сегодня не очень приветствуется у живописцев, а уж у живописцев Германии — и подавно. Терапевтическое шаманство Йозефа Бойса и ироническая алхимия Зигмара Польке, с которыми у Ребекки Хорн на уровне стратегий и даже образов настолько не мало общего, были искуплены и оплачены политической прогрессивностью их позиции. У Ребекки Хорн много проектов с политическими програмками — от мемориальной установки жертвам Бухенвальда до мемориальной установки югославским беженцам, но политические посылы заглушаются в их поэтическими. Ей — как ветерану феминизма и как даме — это пока прощается.