Право - так как возможность поучиться безвозмездно, за муниципальный счет тому, что понадобится в жизни и профессии, в наше время драгоценного стоит. А обязанность - так как, ежели учитель застрянет во вчерашнем дне, он чрезвычайно скоро отстанет от собственных учеников, а таковой учитель уже никому не нужен - ни детям, ни школе, ни государству.
По правде огласить, существующая система переподготовки до ближайшего времени новосибирских преподавателей не сильно веселила. В особенности тех, кто прогуливался на курсы не для «галочки», а чтоб вправду чему-то новенькому научиться.
Возможность чему-то научиться предоставляли всего два учреждения - НИПиПКРО и ОблЦИТ. Один давал познания и компетенции в области информационно-компьютерных технологий, иной - все другое. В экономике это именуется монополизацией и отсутствием конкуренции и почаще всего приводит к застою. В сфере доп проф образования - точно так же.
«Ежели из раза в раз одни и те же педагоги для вас читают одни и те же курсы, то увеличение квалификации преобразуется в фикцию, в отбытие повинности, в пустую трату нашего времени и муниципальных средств, - жалуются учителя. - Вправду, для чего учреждению поменять программы, формы и технологии обучения, ежели мы на эти курсы все равно придем и даже в очередь выстроимся? Ведь выбора у нас нет: переподготовку в любом случае нужно пройти хотя бы ради аттестации».
Выбор должен быть, решили в региональном Минобрнауки. Стимул для развития образовательной среды - здоровая конкурентнсть. А означает, 1-ое, что требовалось сделать в рамках проекта модернизации региональной системы увеличения квалификации и переподготовки преподавателей, - привлечь на этот рынок наибольшее количество игроков.
И нужно огласить, это удалось: в 2012 году свои сервисы в сфере доп проф образования предложили 15 организаций, начиная с федеральных вузов, заканчивая городскими центрами «Эгида» и «Магистр». И слушатель уже имел возможность выбирать, где он желает пройти обучение - в техническом институте либо педагогическом, а может, и в том, и в другом, и еще где-нибудь в 3-ем месте.
Да, это очередной шаг навстречу потребителю: сейчас он сам может конструировать собственный обучающий курс, вычерчивать собственный образовательный маршрут. Это именуется модульно-накопительная система. Например, отводится на увеличение квалификации 108 часов. Из их 36 по советы министерства должны быть посвящены психолого-педагогической и нормативно-правовой теме (конкретно таковым был неотклонимый, инвариантный модуль в 2012 году). Зато остальное положенное на учебу время преподаватель может «растрачивать» как угодно: к примеру, 36 часов дать предметной подготовке в СУНЦ госуниверситета, последующие 18 - исследованию экономических дисциплин в НГУЭУ, оставшиеся - освоению методик управления стрессом и конфликтами в Новосибирской школе психологии. Либо еще чему-нибудь - на собственный вкус и энтузиазм.
100 путей, 100 дорог
«Взрослого человека нельзя учить вещам ему ненадобным, неинтересным, оторванным от его жизни и практики. Это один из принципов адрагогики, - говорит начальник отдела проф развития педагогических кадров министерства образования, науки и инноваторской политики Новосибирской области Мария Жафярова. - И новенькая система переподготовки этот принцип как раз и учитывает. Принципиально, что потребитель выбирает не только лишь поставщика сервисы, но к тому же педагога. Ведь понятно, что взрослый слушатель идет, сначала, на личность, на имя доктора, ему следует знать заблаговременно, кто будет читать тот либо другой предмет. И модульно-накопительная система с ее открытостью дает такую возможность. Дозволяет она также выбрать время и место обучения - что для учителей с их занятостью имеет не крайнее значение».
Понятно, что организация самого процесса переподготовки педагогических кадров усложняется на порядок. Представьте: вы желаете попасть в четыре различных образовательных учреждения, в комфортное вам время, да к тому же к необходимым педагогам. И вы не один таковой, вкупе с вами ожидают ответа на свои заявки сотки и тыщи ваших коллег. Кто-то должен для вас это устроить, кто-то должен посодействовать каждому из вас проложить собственный свой маршрут по университетам и обучающим центрам.
В роли такового «туроператора» выступил Новосибирский институт мониторинга и развития образования. Конкретно он предоставляет информацию о услугах, воспринимает заявки и корректирует личные образовательные линии движения новосибирских учителей. А в сегодняшнем году была разработана и уже внедряется автоматизированная система мониторинга проф развития педагогических кадров, так что сейчас все взаимодействие потребителя и поставщика услуг будет осуществляться не в картонном, а в электронном виде.
В Москву, в Москву!
2012-й стал в Новосибирской области годом апробации новейшей системы увеличения квалификации. На первых порах не вышло без сложностей. Ну к примеру: как быть, ежели цены институтов выше положенных государством нормативов на переподготовку? Здесь выхода два: или договариваться с каждым определенным университетом о понижении стоимости обучения, или доплачивать - и уже не из гос казны, а из бюджета школы. Некие муниципалитет идут навстречу своим учебным заведениям и выделяют средства на эти цели, в особенности ежели школа того стоит. Время от времени на таковой шаг может пойти и родительская общественность, схожий опыт в регионе тоже имеется - к примеру, в гимназии «Горностай».
В любом случае средства на переподготовку учителей сейчас закладываются не в порядке госзадания тому же НИПиПКРО, как было ранее, а спускаются каждой определенной школе. И сама школа может их растрачивать, как считает необходимым. В целом в прошедшем году на апробацию новейшей системы наша область получила 40 миллионов рублей федеральной субсидии. Интересно проанализировать, куда же преподаватели понесли эти средства, к кому обратились, имея свободу выбора.
Как ни удивительно (а быть может, как раз полностью прогнозируемо), победителем предпочтений у желающих повысить свою квалификацию стал НИПиПКРО (его избрали 62 % слушателей). Может быть, сработала привычка, а быть может, учителя предпочли узнаваемый, многократно проверенный формат и уровень обучения всем остальным, пока незнакомым вариантам. На втором месте - НГПУ (16 %), потом следуют технический институт (8 %), ОблЦИТ (6 %) и Центр образования и здоровья «Магистр» (5 %). Новосибирский госуниверситет не попал в этот рейтинг, так как подал заявку чуток позднее.
Всего же удачно прошли экспертизу 268 представленных образовательных модулей (202 - для преподавателей, 66 - для управляющих). Так что выбор у слушателей сейчас вправду есть. И с каждым годом он будет расширяться, так как банк модулей предполагается повсевременно обновлять.
Естественно, все участники процесса (хорошо, пусть не все, но особо продвинутые) грезят о том, чтоб в конце концов возникла возможность обучаться не только лишь в Новосибирске, да и за пределами региона. Желающих познакомиться с опытом остальных краев и областей вплоть до Москвы и Санкт-Петербурга становится больше. И чрезвычайно быть может, что таковой шанс у наших учителей покажется уже в последующем учебном году.
Суха теория…
Еще одна претензия преподавателей к програмкам переподготовки - недостающая практикоориентированность. Теоретические занятия - дело принципиальное и полезное, но преподавателям хотелось бы унести с курсов увеличения не только лишь конспекты и рефераты, да и определенные технологии, которые можно применить на собственных уроках.
Потому больше всего слушателей интересуют не столько лекции профессоров, сколько настоящий опыт коллег. А за настоящим опытом нужно обращаться уже не в университеты, а в школы, лицеи и гимназии - благо, таковых инновационно нацеленных образовательных учреждений, где есть, на что поглядеть и чему поучиться, у нас довольно.
Вот лишь лицензий на реализацию программ доп проф образования у их нет. Хотя сами средние учебные заведения полностью могли бы предложить свои неповторимые продукты. И таковой прецедент уже был: в прошедшем году гимназия №1 подала свои модули на экспертизу. Но экспертный совет обязан был - нет, не отказать совсем и бесповоротно, но пока временно отложить рассмотрение.
Казалось бы, феномен: с одной стороны имеется спрос, с иной - предложение, а соединиться они не могут, имеющиеся законы не разрешают.
Правда, выход есть: новейший закон о образовании дает увлекательную вещь - сетевую форму взаимодействия в процессе реализации образовательных программ. Например, университеты в рамках ФГОС третьего поколения могут работать по системе, которая именуется кредитно-модульной: когда несколько институтов участвуют в процессе обучения студента, предоставляют свои модули, а крайний из их выдает диплом. Может быть, в скором времени таковой же кредитно-модульный подход распространится и на сферу переподготовки, тогда и учреждения общего образования тоже сумеют встроиться в эту цепочку.
За прошедший год в апробации новейшей системы проф переподготовки приняли роль около 2-ух тыщ новосибирских преподавателей и 500 управляющих. И это лишь начало: с 1 сентября но новенькому закону о образовании увеличение квалификации станет неотклонимым не раз в 5 лет, а раз в три года. А в связи с переходом на новейшие ФГОС обучение в последнее время должны пройти все - даже те, кто честно отсидел за партой в НИПиКПРО годом ранее.
Так что новейшей региональной системе увеличения квалификации и переподготовки педагогических кадров предстоит пройти проверку в критериях, приближенных к боевым.