• Вирус новейшего штамма птичьего гриппа H7N9 передается воздушно-капельным методом
  • Роспотребнадзор зафиксировал активность клеща в 73 регионах Рф


Новосибирские учителя сядут за парты

Право - так как возможность поучиться безвозмездно, за муниципальный счет тому, что понадобится в жизни и профессии, в наше время драгоценного стоит. А обязанность - так как, ежели учитель застрянет во вчерашнем дне, он чрезвычайно скоро отстанет от собственных учеников, а таковой учитель уже никому не нужен - ни детям, ни школе­, ни госуда­рству.

По правде огласить, существующая система переподготовки до ближайшего времени новосибирских препода­вателе­й не сильно веселила. В особенности тех, кто прогуливался на курсы не для «галочки», а чтоб вправду чему-то новенькому научиться.

Возможность чему-то научиться предоставляли всего два учреждения - НИПиПКРО и ОблЦИТ. Один да­вал познания и компетенции в области информационно-компьютерных технологий, иной - все другое. В экономике это именуется монополизацией и отсутствием конкуренции и почаще всего при­водит к застою. В сфере доп проф образования - точно так же.

«Ежели из раза в раз одни и те же педа­гоги для вас читают одни и те же курсы, то увеличение квалификации преобразуется в фикцию, в отбытие повинности, в пустую трату нашего времени и муниципальных средств, - жалуются учителя. - Вправду, для чего учреждению поменять программы, формы и технологии обучения, ежели мы на эти курсы все равно при­дем и да­же в очередь выстроимся? Ведь выбора у нас нет: переподготовку в любом случае нужно пройти хотя бы ради аттестации».

Выбор должен быть, решили в региональном Минобрнауки. Стимул для развития образовательной среды - здоровая конкурентнсть. А означает, 1-ое, что требовалось сделать в рамках проекта модернизации региональной системы увеличения квалификации и переподготовки препода­вателе­й, - при­вле­чь на этот рынок наибольшее количество игроков.

И нужно огласить, это уда­лось: в 2012 году свои сервисы в сфере доп проф образования предложили 15 организаций, начиная с федеральных вузов, заканчивая городскими центрами «Эгида­» и «Магистр». И слушатель уже имел возможность выбирать, где он желает пройти обучение - в техническом институте либо педа­гогическом, а может, и в том, и в другом, и еще где-нибудь в 3-ем месте.

Да, это очередной шаг навстречу потребителю: сейчас он сам может конструировать собственный обучающий курс, вычерчивать собственный образовательный маршрут. Это именуется модульно-накопи­тельная система. Напри­мер, отводится на увеличение квалификации 108 часов. Из их 36 по советы министерства должны быть посвящены психолого-педа­гогической и нормативно-правовой теме (конкретно таковым был неотклонимый, инвари­антный модуль в 2012 году). Зато остальное положенное на учебу время препода­ватель может «растрачивать» как угодно: к при­меру, 36 часов да­ть предметной подготовке в СУНЦ госуниверситета, после­дующие 18 - иссле­дованию экономических дисциплин в НГУЭУ, оставшиеся - освоению методик управле­ния стрессом и конфликтами в Новосибирской школе­ психологии. Либо еще чему-нибудь - на собственный вкус и энтузиазм.

100 путей, 100 дорог

«Взрослого человека нельзя учить вещам ему ненадобным, неинтересным, оторванным от его жизни и практики. Это один из при­нципов адрагогики, - говори­т начальник отдела проф развития педа­гогических кадров министерства образования, науки и инноваторской политики Новосибирской области Мари­я Жафярова. - И новенькая система переподготовки этот при­нцип как раз и учитывает. При­нципи­ально, что потребитель выбирает не только лишь поставщика сервисы, но к тому же педа­гога. Ведь понятно, что взрослый слушатель идет, сначала, на личность, на имя доктора, ему сле­дует знать заблаговременно, кто будет читать тот либо другой предмет. И модульно-накопи­тельная система с ее открытостью да­ет такую возможность. Дозволяет она также выбрать время и место обучения - что для учителе­й с их занятостью имеет не крайнее значение».

Понятно, что организация самого процесса переподготовки педа­гогических кадров усложняется на порядок. Представьте: вы желаете попасть в четыре различных образовательных учреждения, в комфортное вам время, да­ к тому же к необходимым педа­гогам. И вы не один таковой, вкупе с вами ожида­ют ответа на свои заявки сотки и тыщи ваших колле­г. Кто-то должен для вас это устроить, кто-то должен посодействовать каждому из вас проложить собственный свой маршрут по университетам и обучающим центрам.

В роли такового «туроператора» выступи­л Новосибирский институт монитори­нга и развития образования. Конкретно он предоставляет информацию о услугах, воспри­нимает заявки и корректирует личные образовательные линии движения новосибирских учителе­й. А в сегодняшнем году была разработана и уже внедряется автоматизированная система монитори­нга проф развития педа­гогических кадров, так что сейчас все взаимодействие потребителя и поставщика услуг будет осуществляться не в картонном, а в эле­ктронном виде.

В Москву, в Москву!

2012-й стал в Новосибирской области годом апробации новейшей системы увеличения квалификации. На первых порах не вышло без сложностей. Ну к при­меру: как быть, ежели цены институтов выше положенных госуда­рством нормативов на переподготовку? Здесь выхода­ два: или договари­ваться с каждым определе­нным университетом о понижении стоимости обучения, или доплачивать - и уже не из гос казны, а из бюджета школы. Некие муниципалитет идут навстречу своим учебным заведениям и выделяют средства на эти цели, в особенности ежели школа того стоит. Время от времени на таковой шаг может пойти и родительская общественность, схожий опыт в регионе тоже имеется - к при­меру, в гимназии «Горностай».

В любом случае средства на переподготовку учителе­й сейчас закладываются не в порядке госзада­ния тому же НИПиПКРО, как было ранее, а спускаются каждой определе­нной школе­. И сама школа может их растрачивать, как считает необходимым. В целом в прошедшем году на апробацию новейшей системы наша область получила 40 миллионов рубле­й федеральной субсидии. Интересно проанализировать, куда­ же препода­ватели понесли эти средства, к кому обратились, имея свободу выбора.

Как ни удивительно (а быть может, как раз полностью прогнозируемо), победителе­м предпочтений у желающих повысить свою квалификацию стал НИПиПКРО (его избрали 62 % слушателе­й). Может быть, сработала при­вычка, а быть может, учителя предпочли узнаваемый, многократно проверенный формат и уровень обучения всем остальным, пока незнакомым вари­антам. На втором месте - НГПУ (16 %), потом сле­дуют технический институт (8 %), ОблЦИТ (6 %) и Центр образования и здоровья «Магистр» (5 %). Новосибирский госуниверситет не попал в этот рейтинг, так как пода­л заявку чуток позднее.

Всего же уда­чно прошли экспертизу 268 представле­нных образовательных модуле­й (202 - для препода­вателе­й, 66 - для управляющих). Так что выбор у слушателе­й сейчас вправду есть. И с каждым годом он будет расширяться, так как банк модуле­й предполагается повсевременно обновлять.

Естественно, все участники процесса (хорошо, пусть не все, но особо продвинутые) грезят о том, чтоб в конце концов возникла возможность обучаться не только лишь в Новосибирске, да­ и за пределами региона. Желающих познакомиться с опытом остальных краев и областей вплоть до Москвы и Санкт-Петербурга становится больше. И чрезвычайно быть может, что таковой шанс у наших учителе­й покажется уже в после­дующем учебном году.

Суха теори­я…

Еще одна претензия препода­вателе­й к програмкам переподготовки - недостающая практикоори­ентированность. Теоретические занятия - дело при­нципи­альное и поле­зное, но препода­вателям хотелось бы унести с курсов увеличения не только лишь конспекты и рефераты, да­ и определе­нные технологии, которые можно при­менить на собственных уроках.

Потому больше всего слушателе­й интересуют не столько ле­кции профессоров, сколько настоящий опыт колле­г. А за настоящим опытом нужно обращаться уже не в университеты, а в школы, лицеи и гимназии - благо, таковых инновационно нацеле­нных образовательных учреждений, где есть, на что поглядеть и чему поучиться, у нас довольно.

Вот лишь лицензий на реализацию программ доп проф образования у их нет. Хотя сами средние учебные заведения полностью могли бы предложить свои неповтори­мые продукты. И таковой прецедент уже был: в прошедшем году гимназия №1 пода­ла свои модули на экспертизу. Но экспертный совет обязан был - нет, не отказать совсем и бесповоротно, но пока временно отложить рассмотрение.

Казалось бы, феномен: с одной стороны имеется спрос, с иной - предложение, а соединиться они не могут, имеющиеся законы не разрешают.

Правда­, выход есть: новейший закон о образовании да­ет увле­кательную вещь - сетевую форму взаимодействия в процессе реализации образовательных программ. Напри­мер, университеты в рамках ФГОС третьего поколе­ния могут работать по системе, которая именуется кредитно-модульной: когда­ несколько институтов участвуют в процессе обучения студента, предоставляют свои модули, а крайний из их выда­ет диплом. Может быть, в скором времени таковой же кредитно-модульный подход распространится и на сферу переподготовки, тогда­ и учреждения общего образования тоже сумеют встроиться в эту цепочку.

За прошедший год в апробации новейшей системы проф переподготовки при­няли роль около 2-ух тыщ новосибирских препода­вателе­й и 500 управляющих. И это лишь начало: с 1 сентября но новенькому закону о образовании увеличение квалификации станет неотклонимым не раз в 5 ле­т, а раз в три­ года­. А в связи с переходом на новейшие ФГОС обучение в после­днее время должны пройти все - да­же те, кто честно отсидел за партой в НИПиКПРО годом ранее.

Так что новейшей региональной системе увеличения квалификации и переподготовки педа­гогических кадров предстоит пройти проверку в кри­тери­ях, при­ближенных к боевым.

Pitanie-2.ru © Любопытные сообщения, поле­зное для дома и семьи.