Дягилев, которого считают величайшим антрепренером XX века, основал свои «Российские сезоны» в 1908 году и преобразовал их в постоянную труппу в 1911 году.
«До погибели Дягилева в 1929 году эта балетная труппа вдохновлялась западными и русскими традициями, волнуя и шокируя публику массивным сочетанием хореографии, музыки и дизайна. Наиболее 150 уникальных костюмов, эскизов декораций, скульптур, печатной графики и рисунков, фото, постеров и видеоклипов говорят о более знаковых и удачных инициированных Дягилевым примерах художественного сотрудничества», — произнес журналистам незадолго до открытия выставки директор Государственной галереи искусства Эрл Пауэлл.
По его словам, такие балеты как «Шахерезада», «Клеопатра», «Князь Игорь», «Петрушка», «Послеполуденный отдых фавна», «Весна священная» и «Парад» революционизировали сам жанр танца. Не считая того, напомнил Пауэлл, Дягилеву удалось собрать совместно таланты танцовщиков и хореографов, таковых как Нижинский и Баланчин, живописцев Матисса и Пикассо, композиторов Стравинского и Прокофьева, дизайнеров Коко Шанель и Сони Делоне.
По словам куратора выставки Сары Кеннел, дягилевский балет в различное время соединял черты таковых школ и художественных стилей, как абстракционизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, неоклассицизм и конструктивизм. «Балет не был более естественным жанром для трансформации исполнительского искусства в ХХ веке. К концу XIX века во Франции балет уже не числился высочайшим искусством… Дягилевская труппа сделала “полный спектакль”, который предвосхитил объединение разных форм искусства на сцене», — произнесла Кеннел.
На выставке представлены картины, картинки, костюмчики и эскизы, которые делали Пабло Пикассо, Анри Матисс, Леон Бакст, Наталья Гончарова, Миша Ларионов, Николай Рерих, Джорджо де Кирико и Жан Кокто.