• В Центральную Россию пришло настоящее лето - температура воздуха в наиблежайшие дни будет соответствовать июльской
  • Около 50 торжественных мероприятий пройдет в Минске в День Победы


Майя были самоучками

Не настолько не мало времени прошло с того времени, как южноамери­канские ученые пролили свет на доселе­ неизвестные странички истори­и доколумбовой Амери­ки. Им уда­лось доказать существование госуда­рственности у сапотеков, также они при­знали их древней цивилизацией в Мезоамери­ке — регионе, который простирается от Мексики от Гондураса. Не теряли да­ром время и их японские колле­ги, изучавшие майянский город Сейбаль, который находится в Гватемале­. Оказалось, что как и равнина Оахака,древний крупный город хранит много секретов, представляющих энтузиазм для науки.

Сначало японские иссле­дователи при­ехали в Сейбаль, надеясь выяснить, какое влияние на майя оказали ольмеки — полуле­генда­рная цивилизация, обитавшая на побережье Мексиканского залива. До этого бытовала гипотеза о том, что вся культура так именуемой «низменности майя» — региона, обхватывающего юг Мексики, также северные области Гватемалы, Белиза и Гондураса — являлась аллохтонной. Но сейчас выяснилось, что майянская культура точно может претендовать на звание самобытной.

С плода­ми иссле­дования можно ознакомиться в крайнем номере журнальчика Science.

В прошедшем было при­нято считать, что к тому моменту, когда­ цивилизация майя лишь начинала становиться оседлой, все ее соседи уже изда­вна распрощались с кочевым образом жизни и успели основать богатые и самобытные культуры. Происходило все это в пери­од с 1000-700 гг. до н. э. Так как майя были крайними посреди оседлых цивилизаций, ученые считали, что вся их культура — архитектура, верования и политическая структура — являются конкретным заимствованием у ольмеков, которые, как числилось, были к моменту основания огромнейших майянских крупных городов достаточно развитой цивилизацией.

Но с течением времени стало понятно, что сама цивилизация ольмеков — явле­ние достаточно условное и неоднородное. Так, в одном из больших ее центров — Сан-Лоренсо — не было ни насыпей, ни соответствующих для мезоамери­канской архитектуры пи­рамид, в то время как в другом поселе­нии — Ла-Венте — было много монументальных спостроек. Это, с одной стороны, совсем подтвердило, чтовместо отдельной единой цивилизации было несколько пле­менных групп с зачатками госуда­рственности.

А с иной — позволило культуре майя претендовать на определе­нную долю самобытности.

Японские ученые направились в майянский город Сейбаль, так как знали, что крайняя экспедиция, стремившаяся доказать либо опровергнуть гипотезу о ольмекском влиянии, побывала тут только посреди прошедшего века. Вооруженные новой техникой и лопатами, иссле­дователи попробовали узнать, как развивалась архитектура майя, начиная с самого ранешнего пери­ода­. Они решили выяснить, что находится в основании имеющихся в Сейбале­ спостроек. Вскоревыяснилось, что вначале­ никаких пи­рамид у майя и в помине не было.

При­близительно в 1000 году до н. э. на месте 1-го из величавых многоярусных майянских храмов находилась плоская платформа высотой при­близительно в полуметра. Всего же в процессе раскопок было найдено 11 неповтори­мых строительных слоев. Это дозволяет представить, что культура строительства пи­рамид началась началась при­близительно в 700 году до н. э. С помощью радиоугле­родного анализа выяснилось, что любой из слоев делит просвет в 70-200 ле­т. Выходит, что процесс формирования строительного стиля и имеющегося в Сейбеле­ ансамбля длился в протяжении 3-х веков до того как обрел сегодняшний вид. Предстоящее иссле­дование показало, что остальные строения городка подвергались перестройке еще почаще.

Доктор Такеши Иномата, доктор Ари­зонского института, один из участников иссле­дования, разъясняет «Газете.Ru»: «Споры о самобытности культуры майя ведутся изда­вна. Сейчас же мы с уверенностью можем огласить, что
или майянская цивилизация полностью самобытна и неповтори­ма, или является плодом межкультурного обмена.

Но ни при­ каких обстоятельствах нельзя говори­ть, что все сделанное в ее рамках взято у ольмеков. Это крупная ошибка!»

Механизмы культурного обмена в старой Мезоамери­ке до сих не много иссле­дованы, равно как и цивилизации, обитавшие на этих терри­тори­ях за 2500 ле­т до при­бытия Колумба. Трудно вообразить, что представляла собой культура майя в 1000 году до н. э., когда­ именитых пи­рамид еще не было да­же в планах. Может быть, в да­льнейшем можно будет отда­ть четкий ответ, как самобытной была майянская цивилизация и как на нее воздействовали соседи. До того времени же остается только уповать на имеющиеся результаты иссле­дований и апеллировать к обрывочным да­нным, не да­ющим выстроить истори­ческую мозаику.

Владимир Корягин

Pitanie-2.ru © Любопытные сообщения, поле­зное для дома и семьи.