Не настолько не мало времени прошло с того времени, как южноамериканские ученые пролили свет на доселе неизвестные странички истории доколумбовой Америки. Им удалось доказать существование государственности у сапотеков, также они признали их древней цивилизацией в Мезоамерике — регионе, который простирается от Мексики от Гондураса. Не теряли даром время и их японские коллеги, изучавшие майянский город Сейбаль, который находится в Гватемале. Оказалось, что как и равнина Оахака,древний крупный город хранит много секретов, представляющих энтузиазм для науки.
Сначало японские исследователи приехали в Сейбаль, надеясь выяснить, какое влияние на майя оказали ольмеки — полулегендарная цивилизация, обитавшая на побережье Мексиканского залива. До этого бытовала гипотеза о том, что вся культура так именуемой «низменности майя» — региона, обхватывающего юг Мексики, также северные области Гватемалы, Белиза и Гондураса — являлась аллохтонной. Но сейчас выяснилось, что майянская культура точно может претендовать на звание самобытной.
С плодами исследования можно ознакомиться в крайнем номере журнальчика Science.
В прошедшем было принято считать, что к тому моменту, когда цивилизация майя лишь начинала становиться оседлой, все ее соседи уже издавна распрощались с кочевым образом жизни и успели основать богатые и самобытные культуры. Происходило все это в период с 1000-700 гг. до н. э. Так как майя были крайними посреди оседлых цивилизаций, ученые считали, что вся их культура — архитектура, верования и политическая структура — являются конкретным заимствованием у ольмеков, которые, как числилось, были к моменту основания огромнейших майянских крупных городов достаточно развитой цивилизацией.
Но с течением времени стало понятно, что сама цивилизация ольмеков — явление достаточно условное и неоднородное. Так, в одном из больших ее центров — Сан-Лоренсо — не было ни насыпей, ни соответствующих для мезоамериканской архитектуры пирамид, в то время как в другом поселении — Ла-Венте — было много монументальных спостроек. Это, с одной стороны, совсем подтвердило, чтовместо отдельной единой цивилизации было несколько племенных групп с зачатками государственности.
А с иной — позволило культуре майя претендовать на определенную долю самобытности.
Японские ученые направились в майянский город Сейбаль, так как знали, что крайняя экспедиция, стремившаяся доказать либо опровергнуть гипотезу о ольмекском влиянии, побывала тут только посреди прошедшего века. Вооруженные новой техникой и лопатами, исследователи попробовали узнать, как развивалась архитектура майя, начиная с самого ранешнего периода. Они решили выяснить, что находится в основании имеющихся в Сейбале спостроек. Вскоревыяснилось, что вначале никаких пирамид у майя и в помине не было.
Приблизительно в 1000 году до н. э. на месте 1-го из величавых многоярусных майянских храмов находилась плоская платформа высотой приблизительно в полуметра. Всего же в процессе раскопок было найдено 11 неповторимых строительных слоев. Это дозволяет представить, что культура строительства пирамид началась началась приблизительно в 700 году до н. э. С помощью радиоуглеродного анализа выяснилось, что любой из слоев делит просвет в 70-200 лет. Выходит, что процесс формирования строительного стиля и имеющегося в Сейбеле ансамбля длился в протяжении 3-х веков до того как обрел сегодняшний вид. Предстоящее исследование показало, что остальные строения городка подвергались перестройке еще почаще.
Доктор Такеши Иномата, доктор Аризонского института, один из участников исследования, разъясняет «Газете.Ru»: «Споры о самобытности культуры майя ведутся издавна. Сейчас же мы с уверенностью можем огласить, что
или майянская цивилизация полностью самобытна и неповторима, или является плодом межкультурного обмена.
Но ни при каких обстоятельствах нельзя говорить, что все сделанное в ее рамках взято у ольмеков. Это крупная ошибка!»
Механизмы культурного обмена в старой Мезоамерике до сих не много исследованы, равно как и цивилизации, обитавшие на этих территориях за 2500 лет до прибытия Колумба. Трудно вообразить, что представляла собой культура майя в 1000 году до н. э., когда именитых пирамид еще не было даже в планах. Может быть, в дальнейшем можно будет отдать четкий ответ, как самобытной была майянская цивилизация и как на нее воздействовали соседи. До того времени же остается только уповать на имеющиеся результаты исследований и апеллировать к обрывочным данным, не дающим выстроить историческую мозаику.
Владимир Корягин